Новости Могилева
"Гварнери со мной согласился"
Маэстро, народный артист СССР, российский альтист, художественный руководитель и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», и это ещё не полный список званий и титулов почётного гостя музыкального фестиваля «Золотой шлягер-2009» Юрия Башмета.
Приехав в Беларусь, Юрий Абрамович убил сразу двух зайцев: и в «Золотом шлягере-2009» поучаствовал и столичный концерт отыграл. Но программа этих двух вечеров сильно разнилась, ведь на «Золотом шлягере» артисты исполняют песни, популярность которых не ушла с годами. А в классической музыке, как и в любой музыке, шлягеров просто не счесть. Как подметил Юрий Башмет, в последнее время наиболее известным шлягером стала стандартная мелодия звонка телефона Нокиа на музыку Моцарта.
Шлягер, по определению Юрия Башмета, в первую очередь то произведение, которое проверено временем, которое любит человек, поэтому шлягеры в классической музыке – наиболее положительное явление. «Произведения, представляющие собой шедевры, просто не могут не стать шлягером, в качестве примера можно привести тот же «Реквием» Моцарта. Или взять «Кармен» Ж.Бизе, которая написана на общечеловеческую тему. Хоть у каждого и есть своё представление о свободе женщины, например, однако это произведение-загадка, оно до конца не разгадано, как не может быть разгадана и любая женщина», - делится с прессой своими наблюдениями Ю.Башмет.
В представлении великого дирижёра, многие не знают названий, авторов классических шлягеров, однако каждая нота в этих произведениях людям знакома, поскольку их знали ещё дедушки и бабушки. «Мелодия, она будто в воздухе носится. Шлягер всегда равен шедевру, потому что он делает из очень важного простое и понятное», - продолжает разговор о шлягерах Ю.Башмет.
На фестиваль в Могилёв симфонический оркестр «Новая Россия» привёз не просто два шлягера, а оригинальное видение композитора Р.Щедрина сюиты из музыки «Кармен» Ж.Бизе.
Юрий Абрамович выступает с концертами в Штатах, Европе, однако в родном городе дирижёра Ростове-на-Дону всего три человека пришли на его концерт. Правда, с течением времени горожане опомнились и присвоили артисту звание почётного гражданина города и даже хотели повесить доску на его родном доме, однако дом так и не удалось отыскать. «Что касается звания, - говорит Ю.Башмет, - то Ростов-на-Дону стал третьим местом в мире, где мне его дали. Первое было на о.Эльба в Италии, а второе – в Болгарии в городе Русса. Причём я поинтересовался, сулит ли что-то это звание, оказалось, что я имею право бесплатно ездить на общественном транспорте, но, правда, нет у них в городе общественного транспорта».
О первой значимой трате денег поведал могилёвской прессе артист: «В 1971 году за 1500 рублей мной был приобретён замечательный альт. Тогда за 3400 рублей можно было приобрести «Запорожец». Родители в то время жили на зарплату, поэтому пришлось папе одолжить у друзей, часть денег дал дедушка, 1\5 часть была собрана мной. Я копил заработанные на концертах, за игру на гитаре деньги. У меня был на те времена свой ансамбль, причём мать о моей подработке узнала только в последний год перед поступлением. Мать была гениальной и сказала: «Давай папе не будем рассказывать». Деньги мы пустили на оплату учителей для подготовки к поступлению в консерваторию и все равно ещё осталось на альт. Причём я до сих пор на нём играю».
О музыкальных инструментах Ю.Башмет говорит следующее: «Всегда вопрос в том, подходит ли инструмент музыканту и наоборот. Был такой случай, когда мы играли на концерте памяти принцессы Дианы. Нам предоставили инструменты Королевской академии музыки, где я давно почётный академик. Лично у меня был альт Страдивари. Потом неделю рука болела. Получается, неправильно думают, что на хороших инструментах каждый может отлично сыграть>».
Об осуществившейся мечте: «Со временем появилась возможность пообщаться с первыми лицами государства, что и поспособствовало осуществлению мечты. Полтора года назад в Москве я играл на Страдивари, и весь мой оркестр играл на Страдивари. Представляете, все 10 скрипачей камерного оркестра играли на Страдивари. Тогда инструменты для нас достали из государственной коллекции. Этот звук передать невозмно, была невероятная, аристократичная, безграничная мощь в звуке. Жаль, что инструменты эти вывести за границу не возможно, потому как была мысль сделать тур по столицам мира. И причины отказа весьма неожиданны. Не совсем чистая история у этих инструментов, так что какой-нибудь внук может потребовать вернуть скрипку или виолончель. О бывших владельцах инструментах всё же есть информация: одна из скрипок, на которых мы играли, принадлежала графу Юсупову, другая – царю Александру I, а вот есть и купленная за буханку хлеба на вокзале».
Наглядный пример о несовместимости с инструментами поведал Башмет: «Однажды делали шоу. Музыка не останавливалась, одну фразу я играл на своём альте, потом передавал её концертмейстеру, продолжал на другом. И вот этот альт Страдивари мне не дался совершенно. По кругу я сыграл на четырёх инструментах. Абстрактно, может, слушатель и не заметил, звуки какие-то ведь были. Но я знаю, мой альт ревновал: поскрипывал, когда я к нему возвращался. Лучший был Гварнери, он сразу со мной согласился. Это мистика, потому что на нём играл мой учитель, покойный Дружинин».
Конечно, в коллекции Могилёва нет Страдивари или Гварнери, но есть среди людей любовь к музыке. Именно поэтому на вечернем концерте Ю.Башмета не было пустых мест даже после антракта. По довольным лицам могилевчан после концерта было ясно одно: классические шлягеры пришлись по душе не искушённой публике.